Немного о целях
По данным опроса одного из HR-порталов, процент людей, получающих первое высшее образование в зрелом возрасте, совсем небольшой — около 20 %. Те, кому за 30, чаще всего выбирают краткосрочные курсы. В данном случае, главная цель — быстро освоить новую профессию. Карьерный рост здесь играет не столь важную роль. Также не смущает обучающихся и отсутствие диплома о высшем образовании.
Есть другая категория зрелых студентов. Это люди, которые заинтересованы в руководящей должности, они имеют прикладные навыки и, возможно, диплом о среднем специальном образовании. Обычно их не устраивает имеющийся доход, и они стремятся «перезагрузить» свою карьеру. В данном случае высшее образование поможет им стать хорошим управленцем.
Долой стереотипы!
Однако некоторые, к сожалению, идут на поводу у стереотипов и страхов, считают, что их поезд ушел, и лучше оставить все как есть. Всему виной пресловутые мифы, касающиеся образования тридцатилетних.
Миф № 1. Не в своей тарелке. Большинству «взрослых» студентов непросто смириться с мыслью, что придется вливаться в молодежную «тусовку» с совершенно иными интересами и образом жизни. Не стоит придавать данному факту особое значение. Их молодости вы можете противопоставить свой опыт и умение решать сложные задачи.
Миф № 2. Высокая занятость. Многих пугает мысль о том, что нужно будет все свое время тратить на лекции и коллоквиумы. А в 30-35 лет — это непозволительная роскошь. Не беспокойтесь. Современное образование развивается в ногу со временем. В идеале вам нужно просто выбрать дистанционное обучение, которое позволит совмещать работу, семью и учебу.
Миф № 3. Предвзятое отношение преподавателей. На самом деле нет ничего предосудительного. Преподаватели не будут как-то чрезмерно к вам строги, скорее, наоборот: они будут испытывать уважение к вашему возрасту и желанию учиться.
Особенности обучения тридцатилетних
Насколько хорошо мы можем учиться после 30? Это во многом зависит от того, чему и для чего мы обучаемся. Например, изучать иностранный язык или сольфеджио действительно будет сложнее, чем в детстве и в юности. А вот совершенствоваться в определенной области, систематизировать знания легче в более зрелом возрасте. Человек, который закончил школу, институт и работает по специальности всю жизнь, так или иначе все время учится, актуализирует знания, приобретает опыт.
Безусловно, молодой возраст хорош скоростью запоминания и усвоения информации. Но в более взрослом возрасте появляются особые стратегические навыки, которые подходят для решения целого класса задач. Это приемы работы с информацией и задачами разного типа. Образно можно сказать так: молодой специалист делает каждый шаг быстро, но шагов ему нужно 100. Опытный профессионал шагает медленнее, зато ему достаточно 20 шагов.
Кроме того, у зрелого человека есть определенный опыт преодоления сложных ситуаций, которого нет у молодого, что опять же ставит его в более выигрышное положение. А еще у тридцатилетних есть так называемый опыт переживаний. Значит он четко знает, на что тратить свои эмоциональные силы, а на что нет.
С чистого листа
Людей, решивших получить высшее образование после 30 лет, учебные заведения практически не ограничивают, предлагая разнообразные (в том числе индивидуальные) программы для развития.
Помимо этого, обучение в вузе открывает перед вами не только профессиональные и карьерные перспективы. Оно позволяет вам системно мыслить, структурирует уже имеющиеся знания.
Так что будьте открыты новому, невзирая на возраст. И самый главный совет — не воспринимайте учебу как бремя и формальность. Ведь это новая интересная сторона вашей жизни, ваш рост и саморазвитие. Если вы это точно знаете, никто из окружающих не будет думать иначе.