Из истории
История развития заочных институтов насчитывает десятилетия. На сегодняшний день подобная система профессиональной подготовки не изжила себя, она по-прежнему действует в крупнейших вузах страны. Но так было не всегда.
До начала 20-х годов ХХ века молодые люди обучались исключительно в очном формате. Заочное высшее образование тогда казалось мечтой. Существовали только краткосрочные курсы, авторы которых предлагали своим слушателям освоить отдельные навыки (кройка, иностранный язык).
Внедрить в университеты Москвы заочное обучение энтузиасты-педагоги хотели еще в XIX веке. Но активное развитие подобной системы образования в вузах стало возможным только при финансовой поддержке и контроле государства.
Тем не менее, в начале 1919 года были предприняты попытки наладить процесс введения нового формата обучения в институтах. С легкой руки министерства просвещения страны начался массовый выпуск методических материалов, благодаря которым можно было изучать различные образовательные программы. Вот лишь некоторые названия книг для саморазвития в революционной России:
- «Народный университет на дому»
- «Готовься в вуз»
- «Учись сам»
Позднее стали открываться заочные курсы в вузах. Здесь слушатели осваивали иностранный язык, основы строительства и связи. Но эти программы нельзя назвать полноценными. Они были рассчитаны лишь на получение прикладных навыков и помощь в подготовке к сдаче экзаменов.
Мы пойдем заочным путем
Очная форма обучения всегда считалась более престижной, а для кого-то настоящей отдушиной. Многих привлекают особая студенческая атмосфера и ритм жизни в стенах родного института. Но у всего есть свои плюсы, и все индивидуально. Например, «заочники» не привязаны к аудиторным занятиям, они более мобильны и могут позволить себе работать и строить карьеру. В условиях текущей экономики заочное обучение более выигрышно для тех, кто выбирает стабильность.
Кому подойдет подобный вариант обучения? По данным статистики и мониторинга экономики образования, это люди старше 23 лет. Более 38 % из них состоят в браке и воспитывают детей, имеют постоянную работу — свыше 74 %. Перед нами типичный портрет среднестатистического «заочника».
Эксперты выделяют 5 мифов о «заочке»:
Миф 1. Между двумя формами обучения глобальная разница.
Частично можно согласиться. Но значительное отличие заключается лишь в организации учебного процесса. «Очники» ходят в университет каждый день, а студенты заочного вуза приезжают в альма-матер дважды в год. Также существенная разница и в самом отношении студентов к учебе. В первом случае молодые люди ждут, пока им предоставят весь материал, а во втором человек более замотивирован, он готов искать информацию самостоятельно.
Миф 2. Заочное высшее образование не может быть качественным.
Ошибочное предположение. Есть вузы, где удаленные формы подготовки гораздо лучше, чем в некоторых очные. Качество и уровень образования напрямую зависит от стремлений и характера студента. Если у человека нет желания учиться, то ничто не поможет: ни престижный институт, ни харизматичные преподаватели. Будет диплом, но знаний и умений, чтобы применить их в работе, — нет.
Кроме того, при сложившейся конкуренции и регулярных проверках ведомств сами вузы заинтересованы в развитии эффективных образовательных программ.
Миф 3. Учиться легко
Тем, кто в реальности не знает, что значит заочная форма обучения, высшее образование при таком раскладе кажется чем-то «халявным». Люди думают, что в промежутках между сессиями заочники отдыхают. На самом деле они много трудятся. Поступающую информацию они анализируют, выделяют главное и усваивают ее в больших объемах. При этом преподаватели предъявляют к ним точно такие же требования, что и к студентам дневного отделения.
Миф 4. Работодатели выбирают выпускников-очников
Не совсем ясно, откуда пришел этот стереотип и почему продолжает сбивать с толку многих абитуриентов. Дипломы одинаковы, и к тому же у заочников явное преимущество — опыт работы. На деле оказывается, что компании предпочитают брать на работу, если не соискателей с колоссальным послужным списком, то хотя бы толковых специалистов легкообучаемых и мотивированных. Подобные качества точно не зависят от заочного обучения или именитых преподавателей.
Миф 5. Никакой студенческой жизни!
Трудно поспорить с тем, что «очники» живут очень насыщенно, они участвуют в различных студенческих мероприятиях, много общаются. Однако «заочники» тоже могут запросто заводить новые знакомства с однокурсниками. Как показывает практика, работающим людям проще влиться в любой коллектив.
По признанию самих преподавателей вузов, любая форма подготовки специалистов должна в первую очередь адаптироваться под критерии, которым отвечает текущая экономика: заочное обучение в таком случае станет более перспективным.
Тем, кто выбрал данный вариант учебы, следует помнить, что заочникам не предоставляется отсрочка от армии. Также есть некоторые специальности, которые нельзя освоить самостоятельно.
Перспективы
Если вы поступаете на заочное отделение в первый раз, то можете рассчитывать на бесплатное обучение (это касается государственных вузов). Но в случае второго высшего образования придется оплачивать учебу.
Прием студентов на «заочку» проводится по той же схеме, что и зачисление на очную форму. Также есть вузы, которые набирают абитуриентов дважды в год. Это удобно и выгодно для большинства людей, выбравших заочное обучение: высшее образование в таком случае они получат без ущерба для личного времени.
Однако в Москве и других крупных городах уже есть университеты и институты, в которых зачисление проходит практически круглый год. Как правило, это вузы, использующие самые современные образовательные технологии.
По мнению экспертов, заочное образование в современных реалиях становится все более востребованным. Не исключено, что в ближайшие 5–10 лет подобная форма обучения станет преобладающей во многих вузах. Разумеется, речь не идет о тех специальностях, где обязательна исключительно очная подготовка. Однако в дальнейшем от высшей школы потребуется не просто дать студентам профессиональные знания, но сформировать у них навыки самообразования.